03.05.2008

В годы Крымской войны главным консультантом военных госпиталей в Симферополе оказался Николай Иванович Пирогов. Это один из самых ярких и плодотворных периодов врачебной и организаторской деятельности гениального ученого, хирурга, творца военно-полевой хирургии и основателя отечественного Общества Красного Креста. Вместе с остальными немногочисленными военными и гражданскими врачами он делал все посильное и непосильное, чтобы разделить больных и раненых по характеру поражений и заболеваний, осматривал для этого сотни пациентов ежедневно, каждый день делал операции, оживлял, спасал… Здесь он впервые применил гипсовые повязки, пытался внедрить начала военной гигиены, читал для врачей лекции.

Первое знакомство с обстановкой в госпитале и на перевязочных пунктах поразило ученого. Условия были ужасные. Раненые лежали вперемешку с тифозными больными, только что прооперированные рядом с гангренозными. Не хватало буквально всего: и врачей, и перевязочных материалов, и коек. И Пирогов "целых 10 дней почти с утра до вечера должен был оперировать тех, которым операции необходимо было делать после битвы, а с тех пор прошло уже 2-3 недели".

Перед Николаем Ивановичем вставало множество сложнейших, требующих рационального, неотложного решения проблем, касающихся организации и тактики медицинской службы в конкретных условиях осажденного города. Ученый умел быстро находить главное в самой сложной обстановке. Будучи независимым от госпитального начальства всех рангов, он принялся наводить порядок, проявив себя не только как блестящий хирург, но и талантливый организатор и администратор медико-санитарного обеспечения боевых действий войск.

Н.И.Пирогов впервые в мире осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от характера и места ранения.

Всех поступающих на перевязочный пункт Пирогов делил на пять категорий: 1) безнадежные и смертельно раненые; 2) тяжело и опасно раненые, требующие безотлагательной помощи; 3) тяжело раненые, требующие также неотлагательного, но более предохранительного пособия; 4) раненые, для которых непосредственно хирургическое пособие необходимо только для того, чтобы сделать возможную транспортировку; 5) легко раненые или такие, у которых первое пособие ограничивается наложением легкой повязки или извлечения поверхностно сидящей пули".

Н.И.Пирогова очень волновала и проблема транспортировки раненых. "Самая ужасная вещь - это недостаток транспортных средств, отчего больные постепенно накопляются в различных местах, должны поневоле оставаться иногда целые дни и ночи на полу без матрацев и без белья и терпеть от перевозки в тряских телегах и по сквернейшей дороге. Смотря на этих несчастных, благодаришь Бога и миришься со всеми лишениями, видя, что есть люди, которые без ропота переносят то, что казалось бы невыносимым для человека". В таком положении раненых везли 500 и более верст, и они сотнями гибли в пути. С наступлением зимы многие из них получали тяжелые обморожения.

Из Симферополя раненых вывозили на север. «Я видел, как отправляли 700 больных из Симферополя в Перекоп. Их положили по три и по четыре на татарские арбы, без подстилок, без покрышек в одних солдатских шинелях, надетых у иных только на рубашки, и так повезли в путь, продолжающийся целую неделю, а ночлегов нигде нет…» – писал пирогов из Симферополя.

Николаю Ивановичу стоило больших усилий добиться согласия властей на создание врачебно-транспортных отделений, которые должны были сопровождать раненых. Свои взгляды на организацию эвакуации раненых Н.И.Пирогов подробно изложил в докладных "О транспорте и организации транспортного отделения врачей" и "О состоянии транспорта и госпиталей, лежащих вблизи театра войны в Крыму", которые сыграли очень большую роль в улучшении медицинского обеспечения в период войны.

Многое в первых транспортах было несовершенно. Но все же главная задача - планомерная эвакуация раненых – осуществлялась с успехом. Важно было то, что транспортировка раненых и больных воинов окончательно перешла от интендантов в руки медицинской части.

Невзирая на исключительную занятость, Н.И.Пирогов выкраивал время для занятий с врачами, читая им лекции по военно-полевой хирургии. Посещал их и молодой офицер, будущий великий писатель, автор "Севастопольских рассказов" Лев Николаевич Толстой. На картах 1854 года в Севастополе есть место, которое называлось четвертым бастионом (в настоящее время – Исторический бульвар). Именно там молодой офицер Лев Толстой командовал пятиорудийной батареей, прикрывая переправу наших войск через бухту на Северную сторону. "За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте четвертого бастиона, хладнокровие и распорядительность" был переведен в звание поручика и награжден орденом Св.Анны 4-й степени. Много лет спустя, вспоминая Крымскую войну, Лев Николаевич говорил о Н.И.Пирогове с большой симпатией и уважением: "Пирогов много доброго сделал".

Сергей Петрович Боткин сопровождал Н.И.Пирогова в его второй поездке в Севастополь и на протяжении нескольких месяцев работал ординатором в Симферопольском военном госпитале. И именно под влиянием Н.И.Пирогова в сознании С.П.Боткина зародилась идея новой дисциплины – военно-полевой терапии.

В октябре 1855 года в Симферополе произошла встреча двух великих ученых - Н.И.Пирогова и Д.И.Менделеева. Известный химик, автор периодического закона химических элементов, а тогда скромный учитель Симферопольской гимназии, обратился к Николаю Ивановичу за консультацией по рекомендации петербургского лейб-медика Н.Ф.Здекауэра, который находил у Менделеева туберкулез и что, по его мнению, жить больному осталось несколько месяцев. Это было очевидно: огромные перегрузки, которые взвалил на свои плечи 19-летний юноша, и сырой климат Петербурга, где он учился, отрицательно сказались на его здоровье. Н.И.Пирогов не подтвердил диагноз своего коллеги, назначил необходимое лечение и этим вернул больного к жизни. Впоследствии Д.И.Менделеев с восторгом отзывался о Николае Ивановиче: "Вот это был врач! Насквозь человека видел и сразу мою натуру понял".

В декабре 1855 года ученый оставляет Крым. "Теперь не без чувства гордости вспоминаешь прожитое. Мы, взаправду, имеем право гордиться, что стойко выдержали Крымскую войну, - ее нельзя сравнивать ни с какою другою", - писал он.

За заслуги в оказании помощи раненым и больным Н.И.Пирогов был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени.

Мемориальные доски в память пребывания Пирогова в Симферополе установлены на здании Республиканской универсальной научной библиотеки имени И. Франко и Крымского медицинского университета, где во время Крымской войны размещались госпитали, в которых работали Н.И.Пирогов и С.П.Боткин.

Крымская астрофизическая обсерватория открыла новую малую планету, утвержденную Международным центром по малым планетам (США). По предложению первооткрывателя Н.С.Черных малая планета 2506 названа именем Н.И.Пирогова.


В Симферополе, кстати, есть возможность посмотреть на великого хирурга "как на живого". В музее анатомии при медуниверситете стоит восковая фигура Пирогова.

По мотивам:
Пирогов - участник крымской кампании


Фото с сайта: http://www.nsad.ru



Ярлыки: , , ,

 
Запостил: 10:00 | Permalink |


0 Comments:


Отправить комментарий

~ back home